Тупак Шакур: “Мне было пророчество о моей смерти. Поэтому, я хожу в студию и записываю по 3 песни в день. Я хочу чтобы все было готово. Мы не можем себе позволить такую роскошь, как тратить на всё время на один трек. У нас просто нет времени. Если я умру - а это может случится, так вот, если это случится - я буду готов. Так что все к лучшему. Я чувствую, что единственное что может меня убить - это смерть. Но даже тогда, моя музыка будет жить вечно.” Хип-Хоп исполнители/продюсеры о совместной работе с Тупаком Шакуром + советы Пака молодым коллегам о том, как следует работать в студии звукозаписи Johnny J: “За день мы с ним делали 4-5 песен. Если в студии было Хеннесси – дело шло вообще хорошо.” Tommy D Daugherty: “Пак говорил мне снова и снова, что мы должны работать, мы быстрее поспешили на студию, чтобы получилось сделать как можно больше песен, потому что он предчувствовал свою смерть.” Dr. Dre: “Я помню, мы как-то были с ним в студии. И он взял, и пошел в комнату записи, чтобы писать тексты. Я такой: «Ну, да – это немного необычно». Я сижу за пультом, а он пишет тексты и такой: «Все, я готов». И выдает California Love, а я ему: «давай следующую, давай следующую». Думаю, именно поэтому у него было так много песен и столько материала. Это было невероятно – он был как машина. Прочная машина, очень серьезный талант.” Warren G: “Я помню, как он позвонил мне. Я был дома у своей сестры. Тогда я нищенствовал, у меня не было ничего за душой, я голодал. Оказалось, что 2Pac услышал мой трек «Indo Smoke», ставший саундтреком для Poetic Justice. Ему понравилось, то, как я вижу музыку и он пригласил меня к себе на студию. Я приехал на студию, и мы сели обсудить дела, я рассказал ему о своей ситуации, о том, что я остался ни с чем, когда ребята с кем мы начинали, Dre и Snoop были уже на вершине, я чувствовал, что жизнь подшутила надо мной. После того разговора и родился трек «Definition of a Thug Nigga». Позже, 2Pac рассказал мне о том, что его друг Kato погиб в Детройте и он хотел бы записать что-то для него и мы сделали «How Long Will They Mourn Me.” Emanuel Humes: “Тупак Шакур был самым харизматичным и впечатлительным артистом, с которыми я когда-либо работал. В то время он имел большую нагрузку и вы могли почувствовать это от него. Не было никакого пути выжить на уровне, к которому он шел. Было очень приятно работать с ним, я никогда не забуду эти воспоминания.” QD3: “Тупак был очень пунктуальным человеком и требовал ото всех того же. Мы договорились встретиться в студии в семь, но шел дождь и я опоздал на тридцать минут. Он посмотрел на меня со стороны и сделал замечание. Когда я вошел в помещение, там были ребята из Outlawz, Снуп и Dre. Тупак все время крутился вокруг, курил и читал рэп. Я помню, какое сильное первое впечатление он произвел на меня тогда, ведь он занимался всем этим с пулевыми ранениями. Это было безумное, но в тоже время позитивное первое впечатление о нем. Работать с ним в студии было незабываемо. В глубине души мы надеемся, что звезда должна полностью притягивать наше внимание. Но со мной такого никогда не происходило до встречи с Тупаком. Я очень медленно работаю. Пак выбил из меня всякую медлительность. Он четко мне сказал, что я могу заниматься ерундой только при его отсутствии. Это было замечательно работать с человеком, который вкладывался на все двести процентов, занимаясь твоими треками. Самое удивительное, что это происходило очень быстро. Одна его энергия вдохновляла меня. Мне никогда не приходилось так работать до этого. Обычно на создание песни уходит много времени. Спрашивают мнение других и долго обсуждают, как лучше сделать. С Тупаком ничего такого не было. Он просто принимался за запись песни, заканчивал ее и шел дальше. Однажды мы сидели в студии. Все, включая Тупака, пили, курили и веселились. Он рассказывал историю и в то же время что-то записывал. Спустя минут двадцать Тупак вручил мне листы бумаги, на них была задумка его клипа со всеми деталями. И он продумал это во время беседы, не приложив особых усилий. Так же он писал свои стихи. Тупак мог просто сидеть болтать с тобой, курить травку, шутить и внезапно сказать: «Ну все, начнем». Ринуться к микрофону и начать петь песню, которую ты даже и не знаешь. А если ко всеми этому добавить, что Тупак был превосходным человеком, то он станет исключением из всех правил. У него была аура черного Иисуса, потому что, когда ты находишься рядом с ним, то готов горы свернуть. Он был заводилой. Тупак никогда не был нерешительным, он точно знал, что и зачем делает. Тупак много веселился, но у него резко менялось настроение. Все это замечали. Он мог шутить и смеяться, затем внезапно перестать. Однажды мы веселились и работали в студии, как вдруг вошел Нейт Догг и сообщил, что на наш фургон стреляли в Нью-Йорке. Тупак резко вскочил, как будто это была его проблема. Каждая борьба для него была делом чести. Но мне кажется, он недопонимал расстановку борьбы. Я думаю, что в конце своей жизни, Тупак четко знал, кем он хочет быть и стремился к этому. По сути дела он хотел стать более зрелой личностью, чтобы воплотить в жизнь все его великие идеи. Я считаю, что Тупак был близок к цели. У него иногда было маниакальное поведение, но без этого он не был бы великим.” Shock G: “Он старался сбрасывать все с плеч. Отсюда его пачки стихов. Это было его воздухом. Он курил в студии траву и сигареты всю ночь, и поэтому при записи иногда глубоко вдыхал, пропуская слова в строчке. При следующем дубле вдохи приходились на другие слова, так что в итоге слов не пропускалось. Поэтому его записи состоят из двух-трех дорожек его голоса.” Money B: “Он никогда не был резервным танцором. Он всегда был MC и делал шоу, и уже работал над своим собственным сольным проектом. Он начинал с группы под названием Strictly Dope. Они распались, но он остался подписанным с Atron бывший менеджер Shock G и TNT Records. Но дела шли недостаточно быстро и когда мы отправились в наше первое турне по штатам Atron спросил может ли он пойти с нами. Мы взяли его с собой, его задача заключалась заполнять паузы между шоу, делать всё необходимое, чтобы интерес публики к выступлению не потухал. Он помогал настраивать оборудование, мог сбацать на вертаках, либо зачитать несколько куплетов во время шоу. Я знаю, что во время шоу он делал “Packet Man” вместе с Humpty, а затем добавлял своих куплетов. Когда наступало время «The Humpty Dance» или ещё каких-либо песен, сопровождающихся танцами, то он был готов. И дело в том, что каждый раз, когда он танцевал, то и я танцевал. Они никогда не считали его резервным танцором. 2Pac был таким же танцором как и я, а может даже и превосходил меня немного в этом деле.” Snoop Dogg: “Он работал как лошадь, клянусь Богом, этот ниггер работал: мы были в студии, там было порядка 30 человек, и он, делая песню, давал всем поучаствовать в записи, он даже потом не прослушивал её - «Убери это в сторону, и поставь следующий бит», затем следует другой минус, и они снова записывают песню, бум, ещё одна готова. Через минут 30 этот ниггер стоит и записывает трек уже один, потом уходит, курит и снова записывает. Мы же с Dr. Dre делали одну песню целый день, а Пак записывал 3 песни за один час, и не прослушивал ни одну из них. Я всегда думал, какого хрена он так усердно работает, возможно, он знал.” Kurupt: “Пак был на студии менее 45-ти минут, как он вылетает и кричит, что трек готов! Так быстро. Ему не нужен был отдых, все, чего он хотел - это микрофон.” Dave Aron: “В тот день, когда он вышел из тюрьмы, он не пошёл в клуб развлекаться. Он не пытался встретиться с женщинами. Он пошел прямо в студию, как будто на миссию, и записал “Ambitionz Az A Ridah” и “I Ain’t Mad At Cha.” Тупак был бодрым только что вышел из тюрьмы. Я видел, как в тот же вечер ему дали медальон Death Row. Он был очень возбужден, очень сосредоточен, много энергии – сумасшедшей энергии. Он действительно видел, что происходит, и он хотел многое сделать за этот короткий промежуток времени.” DJ Quik: “Я встретился с Тупаком в Starlight Studios в Ричмонде, штат Калифорния, он был тогда дорожным менеджером у Digital Underground, эти парни записывались в той же студии, что и моя старая группа 415. Ему понравился мой продакшн и он спросил у меня о том мог бы я спродюсировать весь его альбом, когда он заключит контракт с лэйблом. После того как 2Pac подписался на лэйбл, я спродюсировал «Troublesome 21», но альбом не захотели выпускать, из-за возникшей в то время полемики вокруг трэка Ice-T «Cop Killer«. После того как 2Pac умер, песни, спродюсированные мною, были изменены и слиты без моего согласия. Для меня было большой честью знать этого гения и иметь возможность с ним работать. Я до сих пор не могу поверить что его больше нет.” Dr. Dre: “Когда Пак находился в студии, он постоянно брал с собой Pepsi и что нибудь перекусить. Я отходил и спросил у него: «Эй Пак, может тебе что нибудь захватить поесть?» и он ответил мне «В студии я голоден только рэпом».” Tray Deee: “Я делал песню с Тупаком для фильма. Да, мы были крутыми. Он заценил моё исполнение, мастерство, а я, безусловно, заценил его. Он услышал мою демку и затем сказал C-Style и Снуппу, типа, "Что это? О, он крут. Представьте его мне, он в деле." Ну, меня это порадовало. После этого мы с парнями встретились, затем завалились в студию, там сидел Тупак с косячком. Ни у кого из нас не было травки, потому что мы все очень спешили на студию. Тогда я спросил "Ну, что с косячком делать будешь?". Он ответил - "Дай-ка огоньку". Я зажег косячок, затем мы передавали его друг-другу, и никому более. Я ещё сказал "Даа,это мой чувак".” Hussein Fatal: “Когда мы работали над песней «Made Niggaz» в студии с нами вместе были Снуп и другие ребята. Так что все занимались своим делом, в том числе и я. Когда пошла музыка, я начал читать: «Мы нашли причину, чтобы грабить, стрелять и драться. Мы разгромим их хату, как сделал Rock Mahd Rauf». Я не закончил даже читать, как Тупак ринулся ко мне и остановил меня, сказав: «Ты не в себе, совсем сбрендил. Мы не можем такое петь!» Все в студии были удивлены, и именно тогда я понял, что меня приняли в команду. Я стоял среди звезд, а сам был никем, но меня признали, признали мои способности. И я стал частью всего этого дерьма. Я живу в самом худшем районе Америки, в Джерси. Но я знал Тупака и в этом моя сила. До сегодняшнего дня я живу тем, что люди знают, что мы с Тупаком были друзьям. Тупак изменил жизни многих, и мою жизнь в том числе.” Ronald Brent: “Очень энергичный. Очень серьезно относился к бизнесу. Он был реален. Если вы были с ним, он был с вами. Пак заботился о людях в Death Row и очень помогал им. Однако он ненавидел подделки. Он тоже не был «студийным гангстером». Если бы Тупак сказал, что он собирается выбить вашу задницу на пластинке, он определенно сделает это лично. Он был суперразумным и всегда занимался стратегией. Он чувствовал, что был в войне, и каждый шаг, который он сделал, чётко осмысливал и продумывал. Я помню, что несколько сотрудников жаловались, что иногда Пак мог слишком вжиться в роль босса.” Джордж Прайс: “Я познакомился с Тупаком, когда его выпустили из тюрьмы, и он тут же прилетел в Лос-Анджелес. Все из Death Row должны были присутствовать на ужине в честь Тупака, который состоялся в ресторане Monty's Steakhouse района Westwood Village. Все звезды Death Row присутствовали при обильной трапезе, состоящей из бифштексов, лобстеров и конечно шампанского Кристалл Луи Родерер, льющегося рекой. В тот вечер мы с Тупаком особо не общались, но я сразу понял всю сложность его характера. Его поведение говорило о том, что он сильный человек, но в то же время ранимый. И естественно он был изнурен тюремным заключением. Узнав о том, что Тупак подписал контракт с Death Row Records и о скором его приезде, я организовал для него интервью со всеми главными каналами, журналами и газетами США и Европы. После ужина я попытался встретиться с ним в гостинице Beverly Hills Peninsula Hotel. И какого же было мое удивление, когда я узнал, что Тупак находится в студии и работает над первым альбомом для лейбла. На протяжении следующих девяти месяцев, которые для меня казались годами, мы с ним ссорились, радовались вместе удачным статьям, ругались матом друг на друга, смеялись вместе и самое главное доверяли друг другу.” Рик Клиффорд: “Тупак был очень непреклонен, его альбомы были спонтанными. Все, что вы слышите, в каждой его песне всего один дубль.” Nate Dogg: “Работа с Паком была похожа на работу с младшим братом. Он был немного диким, полон жизни.” Young Dre the Truth: “Однажды, мне довелось увидеть, как работает Тупак. Написал на листочке текст на это у него ушло минут 10 он зашел в записывающую будку и записал этот текст со 2-й или 3-й попытки. Все были шокированы такой быстрой работой.” Kurupt: “Мы могли просидеть в студии целый день и сделать одну запись. Пришёл Пак и пошёл выдавать по пять записей в день. Каждый день, включая воскресенье.” Napoleon: “Пак хотел только работать, всё что его заботило - это студия, студия, студия - это единственное чего он хотел в то время.” Joe Cool: “Он мог штамповать песни быстрее всех.” Шуг Найт: “Хотел бы я поглядеть на тех кто считает себя лучше него и то что может с ним соперничать, пусть попробуют выпустить двойной альбом, ничего у них не получится!” Тупак Шакур: “Чуваки, у нас есть две недели, чтобы закончить этот альбом, включая сведение. У нас нет такой роскоши, как тратить две недели на одну песню. Я свой альбом за две недели записал весь. Был бит и текст – шел в будку и фигачил три песни за день, потом сведут. Нас тут 8 рэпперов, нет времени сидеть и тупить, тащась от одного кика – вы это можете сделать позже, когда рэпперы уйдут. Услышали бит, накатали текст – и в будку, быстро каждый свой куплет. Заметили, кто-то фристайлит – его в будку, пусть записывает куплет. Надо песню назвать – берем последнее слово, которое сказал вон тот чувак – вот вам и название. Захочется припев – допишем припев, песня готова.” На то чтобы записать двойной альбом «All Eyez on Me» Тупаку потребовалось всего две недели, а альбом «The Don Killuminati: The 7 Day Theory» он записал за 7 дней, в течении первой недели июля 1996-го года.🔥